А еще я тут подумала и решила вытащить на форум результат нашей последней схватки с Андреем на все эти нынешние темы. Мой собственный результат, он пока не знает, вот сегодня как раз прочтет. А именно — вдруг вспомнилась фраза (вообще-то уже столетия всем известная), способная, на мой взгляд, почётче прояснить ситуацию. Как всегда — век живи, век учись…
А началось с того, что посмотрела интервью с Чулпан Хаматовой, давно собиралась, но все руки не доходили. Я знала, конечно, ее позицию, что решила уехать из страны и т. д. Но хотела посмотреть живьем. И вот пока смотрела… Она хорошая девочка, ей верится, непохоже, что врет. Видно, что ей правда плохо от происходящего, совсем плохо. Теперь уже — от происходящего с ней самой. И как так получилось? Можно ли было этого избежать? Где компромисс между совестью, убеждениями и личной безопасностью, возможен ли он или надо обязательно выбрать одну крайность?
Думаю, возможен. Только это никакой не компромисс. В результате всплыла у меня в голове всего лишь одна фраза: «Когда говорят пушки — музы молчат». И все стало на места. Во всяком случае, у меня.
Можно ли назвать золотое сечение компромиссом? Нет, это совсем другое. Другой уровень глубины. Или ширины, неважно.
Просто люди — разные. Есть "музы", да. И это не только те представители творческой интеллигенции, которые сейчас в ужасе бегут или прячутся под подушку. Или маются, пытаясь договориться с собственной душой. Но это и матери, большинство. Женщины, страшно боящиеся за своих детей, готовые на что угодно, лишь бы их уберечь. И не только женщины. Просто люди, на дух не переносящие насилия, никакого. Боящиеся, ненавидящие его — но не готовые за него воевать, по той же причине. Не приемлющие никакой открытой войны, схватки, прямых разрушений. Ненавидящие эту сторону жизни, отрицающие ее право быть. Но она есть, всегда была и никуда не денется, это природа человека.
И собственно, почему мы сейчас прислушиваемся к их голосам? Потому что они хорошие люди (я про действительно добрых и хороших), известные артисты, писатели, журналисты? Потому что их мнение важно? Да, важно. Но они — "музы". Люди созидания. Одной стороны жизни. Не принимающие другой её стороны - разрушения. Они и должны такими быть. И оставаться. За это мы их и любим.
Но сейчас заговорили пушки. Из этого не следует, что эти «музы» должны напрочь замолчать, отказаться от своей позиции. Нельзя изменять себе. Нельзя спокойно принять то, что ненавидишь. Очень неразумно, глупо, расточительно поступают наши власти, давая понять таким, как Чулпан, что с такой позицией ей не место в театре, и вообще в России. Место. Только на своем месте. Она талантливая актриса. Творчество — оно без границ. Оно для всех. Также как и врачи — без границ. Немногого стоит врач, помогающий только своим раненым и отказавшийся лечить чужого. Немногого стоит мать, не возражающая против того, что ее сыновей прикончат на какой-нибудь войне. Это нормально. Нельзя за это наказывать и вводить всякие драконовские меры, чтобы просто замолчали. Неадекват получается. Да и нереально. Страна при таком подходе только теряет. Но сейчас разговаривают пушки. И нашим «музам» неплохо бы понять, что пошел совсем другой процесс, не творческий. Не созидательный, а неизбежно разрушительный. И все, что они сейчас могут — смягчать последствия. Могут помогать. Кто на своем месте, кто гуманитаркой, кто еще чем. Но не мешать. Ну, не остановить танк голыми руками, стонами и воплями! Только другим танком. Не могут этого — и хорошо, и не надо.
Подписанные невоенными людьми протестные письма или оброненное слово «война» вместо «спецоперации» - не повод увольнять с работы. Просто за позицию. Как и в истории с добровольно-принудительной вакцинацией. Совсем уже абсурд. Но мне в обоих случаях непонятно — а почему надо прислушиваться к тем, кто ничего не понимает в вопросе? Если речь о политике и войне, например. Или о нашей экономике. Или о пандемии-прививках. С какой стати вдруг расспрашивают, берут интервью у тех, кто ни разу не политик, не эпидемиолог, не экономист? Просто известный актер, например... Размещая это потом чуть ли не на первых страницах... Что за путаница между пирогами-сапогами-пирожниками-сапожниками? Зачем лезть — и зачем втягивать людей — не в свое дело? Несерьезно. А проблемы из этого вырастают вполне серьезные. Не понимают музы законов военного времени — и не обязаны, они музы. Можно бы и объяснить. Нормально объяснить, а не увольнениями и угрозами посадок. Но умные люди — и творческая интеллигенция, и просто матери — сами это все знают. Не радуются происходящему, но и палок в колеса своим не пихают.
Еще одна цитата вспомнилась. «ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ, ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ ТО, ЧЕГО Я НЕ МОГУ ИЗМЕНИТЬ, МУЖЕСТВО – ИЗМЕНЯТЬ ТО, ЧТО МОГУ, И МУДРОСТЬ – ВСЕГДА ОТЛИЧАТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО». Ни одну войну еще не остановили чьи-то громкие протесты (специально сейчас посмотрела). Когда говорят пушки, нормальные музы молчат? Не молчат. Но и на языке пушек не говорят. Потому как не умеют. Такие протесты — это та же информ-война, только неумелая и всегда неудачная. Плохие у муз пушки, игрушечные. Лучше оставались бы просто музами...
"Здесь вам не равнина, здесь климат иной..."